Наши стереотипы о Китае говорят, что вся работа с персоналом в китайских компаниях – это нанять много дешёвых сотрудников, и они будут круглосуточно работать за еду. Ведь их там так много, зачем им кого-то ещё развивать? Но современные реалии китайских компаний показывают, что и система образования Китая, и корпорации активно вкладываются в развитие талантов, причём по всему миру, а не только в своей стране.
Давайте на примере компании Alibaba посмотрим, какие подходы и инструменты используются нашими соседями при работе с талантами.
В компании действует категоризация талантов, то есть нет четкого деления, что этот сотрудник- талант, а этот – наоборот. Существуют различные группы талантов в зависимости от направления карьерного роста – талант управленческий или талант профессиональный.
Так же таланты оценивают по следующей шкале: высокий, средний или низкий уровень производительности + потенциал, что предполагает: продвижение по службе, компенсации и возможности развития. У компании работа с талантами систематизирована через Alibaba Global Leadership Academy, где обучение прошедших отбор сотрудников проходит модульно, в течение 16 месяцев. Одним из видов обучения является ротация в основных бизнес-подразделениях , поэтому обучение проходит и в классе и обучение через передачу опыта на местах. Но основная цель Академии не развить у талантов какие-либо профессиональные компетенции, а воспитать их амбассадорами и лидерами, поддерживающими культуру Alibaba.
Что касается работы с талантами, проживающими в Китае, то Alibaba очень активно опирается на существующую систему образования. Например, сотрудничество с Hengshui School дает компании уверенность, что выпускники точно будут талантами, ведь Hengshui School славится своей выдающейся академической успеваемостью и строгими правилами, поэтому всё время обучения в ней – это постоянные оценки и тренировки талантов . Для примера, так выглядит обычный учебный день в Hengshui School
При этом студенты старших курсов имеют один день отдыха каждый месяц. В этот день родители могут прийти в школу и посетить их. Конечно, по окончании обучения таланты становятся бриллиантами, и компания Alibaba активно привлекает выпускников.
Кроме Китая, Alibaba собирает и развивает таланты по всему миру. В компании действует трансформационная программа развития талантов, посвященная укреплению будущих международных лидеров Alibaba. Сотрудники выдвигают свои кандидатуры для участия в программе, так как главное – мотивация, желание расти и развиваться в компании, но в другой стране. Они проходят обучение в Академии компании, но после окончания программы они будут назначены на руководящие бизнес-роли в одном из глобальных офисов Alibaba на основе их интересов и карьерных ожиданий карьеры, и бизнес-потребности компании.
Alibaba проекта А100 Alibaba начала сотрудничество со 100 мировыми учебными заведениями, для достижения цели – вырастить 50000 научных талантов в 3 года. Компания предоставляет студентам к базе данных и ресурсов Алибаба.
В этом проекте, Alibaba не только обеспечивает учебные заведения облачными технологиями, преподавателями из числа своих ведущих инженеров, лабораториями bigData (big data Lab), объединяя образование с исследованиями, но и решает свою важнейшую задачу по привлечению талантов со всего мира.
Но так как границы компаний постоянно размываются, всё больше сотрудников работают удаленно, привлекаются фрилансеры или временные команды, то и Alibaba активно использует талантов в таких видах занятости. Например, в Гонконге компания организовала
Alibaba Hong Kong Young Entrepreneurs Foundation, свой фонд для поддержки предпринимателей с капиталом US$128 миллионов.
Задачи фонда –
Стимулировать активных предпринимателей подавать предложения и идеи
Оценивать стартапы в Гонконге, особенно находящиеся в сфере деятельности самой компании
Поддерживает строительство инновационных бизнесов, что является дополнительными рычагами для рынков и платформ Alibaba
Победившие кандидаты получают финансирование или контракты от Alibaba o Наставники от компании работают в тесном контакте с предпринимателями и обеспечивают руководство и помощь
Заранее отвечая на возражения, что Alibaba – уникальная компания, и пример нельзя считать типовым для Китая, рассмотрим ещё одну известную в России компания - HUAWEI.
К концу 2014 года Huawei создала 45 учебных центров по всему миру, чтобы развивать местных специалистов и передавать им нужные знания. Компания предложила стипендии и стажировки для выдающихся студентов, чтобы привлекать и развивать талантливых людей.
Huawei привлекла для преподавания более 1200 квалифицированных учителей и более 200 профессиональных дизайнеров и разработчиков учебных программ. Программы на сегодня прошли 10 000 студентов из более чем 100 университетов в 35 странах, что позволяет компании собирать сливки инженерных талантов по всему миру.
Думается, что практики в работе с талантами азиатских компаний будут интересны российскому бизнесу, ведь через 5-10 лет такого агрессивного сбора и выращивания талантов нашими соседями картина мира сильно изменится